Принцип работы ЕГАИС

История и перспектива развития единой государственной автоматизированной системы

      Ключевые изменения в правилах торговли алкогольными товарами для широкой общественности вступили в силу 1 января 2016 года. Именно тогда к ЕГАИС были подключены предприятия, торгующие оптом и в розницу спиртом и алкоголем. С этого дня каждая торговая точка обязана принимать и продавать товар по штрих коду, пересылая данные через интернет вместо привычного бумажного документооборота. Но на самом деле история введения этой системы тянется с начала двутысячных годов.

      Любому владельцу собственного бизнеса, связанного с производством или реализацией алкогольной продукции, должно быть интересно как будет развиваться система ЕГАИС в будущем. И в этой статье мы предлагаем вам рассмотреть перспективы развития государственного контроля над отраслью, что поможет вам заранее выработать стратегию развития бизнеса.

      И начать стоит с изучения истории развития и внедрения ЕГАИС…
 

Как все начиналось

 

      Разработкой системы изначально занимался Научно Технический Центр «Атлас», бывший в ведомстве ФСБ России. Это происходило еще до образования ФС РАР. Первые разработки были не особо удачными из-за сжатых сроков работ, туманно поставленной технической задачи и малого числа людей в команде. Итог оказался довольно закономерным – попытка внедрения системы на крупные предприятия привела к полной их остановке.

      Но первая неудача не остановило реализацию этой государственной инициативы. Старые ошибки были учтены и разработки продолжились. В 2017 году была готова стабильно работающая версия системы, которая была внедрена на предприятия, производящие алкоголь и спирт.

     С ноября 2007 года разработкой и внедрением ЕГАИС занялся ФГУП «ГНИВЦ ФНС». На этом этапе программой занималось 500 программистов.

     С 2009 год система ЕГАИС перешла в введенье ФС РАР. В этот же период были инициировано принятие ряда законов, регулирующих алкогольный рынок России, и установлены базовые нормативы отчетности.

     Следующая знаковая веха – 2015 год, в котором началось тестирование обновленной системы ЕГАИС, которая стала работать через взаимодействие с УТМ. Это было коренное изменение. Ранее вся громоздкая и дорогая система ЕГАИС устанавливалась на компьютер предприятия. УТМ – это небольшой программный модуль,который интегрируется в штатное ПО, и позволяет сканировать товар по штрих коду онлайн.

     С 01.01.2016 к системе ЕГАИС присоединились все торговые предприятия отрасли, за исключением указанном в законодательстве. 

      30.06.2017 на сайте ФС РАР появилась информация о том, что в доступе есть документы формата ЕГАИС 3.0. Это означает скорый переход на учет каждой отдельной бутылки для чего считывается штрих код с акцизной марке. И новые изменения в алгоритмах работы с единой государственной системой учета.
 

Перспективы развития
 

      На сегодняшний день анонсированы следующие вехи развития, планируемые на обозримое будущее:

  • Полный переход на работу через УТМ – это сократит расходы производственных предприятий на обслуживание старых версий ЕГАИС.
  • Введение нового типа акцизных марок, которые будут идентифицироваться благодаря радиочастотным технологиям. Для приема большой партии товара больше не будет нужен ручной сканер штрих кода – партии товара будет достаточно въехать на склад, оборудованный ТСД, и каждая бутылка будет учтена системой.
  • Уйдет в прошлое и система отчета электронные декларации А и В, вместе с журналом учета. Ее заменит повсеместная интеграция УТМ в штатные учетные программы.

      Как видите, история развития ЕГАИС и дорожная карта на будущее показывает, что государство неуклонно развивает средства контроля торговлей и производством алкоголя. И единственная разумная стратегия – настроить бизнес процессы предприятия согласно новым реалиям. Команда «АйТи Аспект» поможет Вам настроить взаимодействие штатной учетной программы с системой ЕГАИС. Свяжитесь с нами, и скоро учитывать и сканировать товар по штрих коду онлайн будет предельно просто!