штрих код

Что такое штрих код

      Изобретение штрих кода произошло в 1949 году. Именно тогда два изобретателя из США Джо Вудлэнд и Берни Сильвер зарегистрировали заявку на патент на инновационный по тем временам способ маркировки изделий. Заявку удовлетворили в 1952, и с этого времени началось неспешное внедрение нового способа шифровки информации о товаре в промышленное использование. Создатель системы вдохновился азбукой Морзе – в воображении Вудланда точки и тире растянулись в узкие и широкие полосы, несущие в себе закодированную информацию.
      Первое сканирование штрих кода при продаже товара произошло в 1974 году – тогда в американском супермаркете Марш была продана жевательная резинка Wrigley.

Современные типы штрих кодов

      Существует два типа маркировок штриховым кодированием – линейным и двухмерным.
  • Линейное кодирование подразумевает считывание информации проведением сканера в горизонтальном направлении. В такой маркировке  содержится относительно малый объем информации. На мировом рынке используются довольно много типов кодировки, самыми востребованными из которых являются: EAN, UPC и CODE. Каждая кодировка имеет несколько модификаций.
  • Двухмерная кодировка – способ шифровки информации, в котором информация считывается по горизонтали и вертикали. При этом данные могут наноситься в несколько слоев. Все это позволяет на небольшой площади зашифровать больше количество информации. Существует два типа шифрования: многоуровневый и матричный. В мировой практике используется более десятка типов двухмерных кодов. Например PDF 417, используемый для маркировки акцизных марок в РФ.

Наиболее востребованные стандарты кодировки

      Полноценно считать и расшифровать данные, записанные на маркировке штрих кодом можно только с условием использования обычного или 2D сканера. Но все же некоторую информацию о товаре можно получить при простом визуальном осмотре кодировки. Для этого надо знать, какие стандарты шифрования чаще всего используется на современном рынке:
  • UPC (Universal Product Code). Система кодировки, разработанная для производителей товаров из США и Канады. У такой маркировки есть несколько модификаций, самая распространенная из которых – версия «А». В кодировке используется двенадцать цифр – 10 основных и 2 дополнительные. Информация распределяется следующим образом: в первой цифре записан тип товара, следующие пять хранят данные о производителе, далее следует разделительный промежуток, дальнейшие пять цифр описывают продукт, и последняя цифра используется кассовыми программами для проверки маркировки на подлинность. Существуют специальные онлайн сервисы, расшифровывающие цифровую информацию с кодов.
  • EAN (European Article Numbering). Европейский ответ на североамериканскую систему кодировки. Она является развитием стандарта UPC, в котором все коды производителей уже были заняты, и пришлось вводить дополнительный цифровой режим. Самый распространенный тип шифровки – EAN 13, в котором используется 13 цифр, первые три из которых содержат информацию о стране производителе. Сканер штрих кода, предназначен читать маркировку в формате EAN, сможет прочесть и UPC-кодировку.
  • QR-код. Этот тип отображения информации разработан в Японии, когда местных производителей перестало устраивать малое количество информации, вмещающейся в двухмерном штрих коде. Изначально использовался в автомобильной промышленности, но когда стал понятен потенциал кодировки, то ее стали использовать во всех производственных и торговых сферах. На сегодняшний момент QR-код используется повсеместно во всем мире. В изображении может содержаться следующая информация: цифры, двоичный код, буквы латиницы, иероглифы кайдзи
  • PDF417. Это открытая кодировка, разработанная в 1991 году, и на сегодняшний день применяется во многих сферах. В том числе и в маркировки алкогольных товаров в РФ. Данный формат позволяет шифровать цифры, текс, байты и дополнительные данные для восстановления информации.