Маркировка акцизными марками алкогольной продукции – это ключевая составляющая механизма контроля над оборотом спиртного на рынке РФ. На практике применяется два типа маркировки: федеральная специальная марка (далее ФСМ) и акцизная марка (далее АМ). Оборот алкогольной продукции без соответствующей маркировки строго запрещен, и карается штрафными санкциями, в зависимости от обстоятельств нарушения.
Отличия между типами маркировки алкогольной продукции заключаются в следующем:
ФСМ. Данная алкогольная марка обязательна для товаров, произведенных на территории Российской Федерации. Заказ печатной продукции производится через местное представительство Росалкогольрегулирования
Алкогольная акцизная марка. Применяется для контроля со стороны государства импортируемого алкоголя. Продаются импортерам спиртного в Федеральной Таможенной Службе.
В остальном алгоритм заказа и получения марок схож в обоих случаях.
Печать осуществляется государственным предприятием «Госзнак», по заказу изготовителей или импортеров спиртной продукции. Оплата за печать вносится заказчиком авансом в полном размере. Одновременно с оплатой заказчик передает на рассмотрение пакет документов на получение алкогольных марок, соответствующий требованиям текущего законодательства. В случае положительного итога рассмотрения документов, марки алкогольной продукции передаются заказчику. При отказе, в полном размере возвращаются внесенные авансом денежные средства.
Технологии защиты от подделки
Проверка алкогольных марок производится по следующим параметрам:
Наличие медной голографической фольги с орнаментом и гербом Российской Федерации и буквами РФ.
Специальная защитная нить, подлинность которой проверяется тремя способами: без использования технических средств видны розовые полоски на нити; через фильтр поляризации видны чередующиеся серые и синие полосы; под излучением ультрафиолетового спектра появляются буквы РФ розового, желто-оранжевого и голубого цветов.
Одновременное использование четырех видов печати: офсетная, трафаретная, флексография и струйная печать. В производстве применяется специфическая краска, имеющая высокую степень защиты.
Штрих код в формате PDF417, в котором зашифрована информация о продукции, зафиксированная в системе ЕГАИС. Такой подход делает невозможным повторение одинаковых штрих кодов.
Все вышеперечисленные методы защиты делают подделку марок почти невозможной.
Ответственность за фальсификацию алкогольных акцизных марок
В случае выявления поддельной марки штрафные санкции будут применены к текущему владельцу алкогольной продукции. Государство возложило функцию проверки подлинности алкогольных марок на участников алкогольного рынка. При получении партии спиртного необходимо провести визуальный осмотр марки, проверку техническими средствами и с помощью системы ЕГАИС.
При обнаружении проверкой поддельных марок или немаркированной продукции, будут применены следующие штрафные санкции:
4-5 тысяч рублей, штраф для продавцов.
10-15 тысяч рублей, штраф руководителя торговой организации либо ИП.
200 – 300 тысяч рулей для юридического лица.
Конфискация фальсификата.
При крупном и особо крупном размере нарушения (от 100 000 рублей и выше) нарушители несут уголовную ответственность. В зависимости от обстоятельств правонарушения суд может присудить многомиллионные штрафы и лишение свободы на срок до пяти лет.